Япония – удивительная страна. Пожалуй, если бы нужно было выбрать какую-то одну страну, куда я бы посоветовал обязательно съездить за свою жизнь, я бы точно рекомендовал Японию. Я уже писал о том, чем Япония поражает любого путешественника (Самое-самое в Японии, 10 интересных фактов об Японии, Нюансы японского быта), сейчас же я хочу поделиться удобным недельным маршрутом по этой стране.
При всей моей любви к достаточно быстрым поездкам, неделя – это минимально разумный срок, на который стоит ехать в Японию. В идеале заложить две недели – посмотрите больше, погрузитесь еще глубже, сможете посмотреть не только Токио, Киото и Осаку, но и проехаться по японской глубинке.
Цель этой статьи – дать общее представление о маршруте и обозначить его самые интересные точки. Более детальную информацию по каждой отдельной достопримечательности можно загуглить самостоятельно – материалов в сети очень много, гораздо более подробных.
Как обычно, начнем с практических вопросов.
Транспорт
Куда прилетать и откуда вылетать
Большинство рейсов из России прилетают в Токио (аэропорт Нарита) – достаточно старый и расположенный в 40 минутах езды на аэроэкспрессе. Мы прилетели в Токио и улетали из него же, как и большинство туристов, затем проехались от Токио до Осаки и вернулись обратно по той же железнодорожной ветке. Имеет смысл рассмотреть варианты с прилетом в Осаку (нижняя часть острова Хонсю) и отлетом из Токио. В этом случае вы сможете немного оптимизировать маршрут. Вылетать в Россию в любом случае лучше из Токио, поскольку Япония прекрасна для шоппинга, и делать покупки лучше всего перед вылетом, в японской столице.
От аэропорта Нарита до Токио удобнее и дешевле всего доехать на аэроэкспрессе N’ex – он покрывается проездным JR-Pass, который я настоятельно советую приобрести (см. далее).
Для активных путешественников также могу порекомендовать рассмотреть вариант с вылетом из Японии в Южную Корею, которая находится совсем рядом, и из Сеула уже лететь домой в Россию, поскольку удобных рейсов очень много.
На чем передвигаться между городами
Япония – ярко выраженная железнодорожная страна; это приоритетный вид междугородного транспорта.
В соцсетях почему-то народ спорит на тему того, брать JR-Pass (проездной на железнодорожные поезда компании JR) или нет, однако моя рекомендация – конечно же, брать. Во-первых, в него включены поездки на скоростных поездах Шинкансенах – чуде японской инженерной мысли.
Во-вторых, кроме Шинкансенов, этот проездной покрывает множество других маршрутов – например, есть отдельная кольцевая линия Токийского метро JR-Yamanote, на которой удобно доезжать до разных удаленных точек японской столицы. Также она включает в себя множество пригородных нескоростных поездов. В общем, купив JR-Pass, вы на 90% решите свои проблемы с логистикой в Японии и серьезно сэкономите.
По состоянию на май 2020 года стоимость взрослого билета на 7 дней составляет $260, на две недели – $414 дети от 6 до 11 лет ездят за полцены, дети до 6 лет – бесплатно (проверять возраст никто не будет, если что).
По этой ссылке можно подробно прочитать про JR-Pass и особенности их приобретения.
Крайне важно учесть, что приобретением JR-Pass нужно озаботиться заранее, до въезда в Японию, так как в самой Японии это сделать гораздо сложнее. В России этот проездной легко можно купить у специализированных туркомпаний в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.
Транспорт внутри городов
В мегаполисах удобно передвигаться на метро, однако на короткие расстояния гораздо проще брать такси. Существует миф про дороговизну японского такси, однако в Японии скорее обычный европейский ценник на эту услугу.
Как и в большинстве других стран, для планирования логистики очень помогает приложение Google Map. В нем можно найти подробную информацию об общественном транспорте, в том числе, о таких деталях, с какой платформы уезжает та или иная пригородная электричка или в какой конкретно выход надо выйти на станции метро, чтобы попасть на нужный переход.
Единственное неудобство – в Google Maps не получится задать фильтр на поезда JR, поэтому этот момент нужно отслеживать самостоятельно вручную.
Еда
В Японии очень вкусная еда. Поев суши в Японии, вы долгое время не сможете есть все то, что подается под видом суши у нас. Очень популярны суши-бары, где вдоль столиков проложена движущаяся лента с блюдами, и вы можете взять именно те суши, которые захотите. Мы обедали в разных суши-барах подобного типа, и, как ни странно, самым вкусным оказался самый дешевый, где полноценный сытный обед на четверых обошелся нам что-то в 2,000-2,500 рублей (на наши деньги).
Разумеется, есть и обычные рестораны, где можно заказать как японские, так и европейские блюда. Уровень цен – чуть выше среднеевропейского.
Фишка японской кухни – рестораны (кафе), где гости сами могут приготовить себе разные виды мяса в кипящем бульоне. В похожем месте мы обедали в Китае, так вот, в Японии это тоже очень распространено. Обязательно советую попробовать такого рода блюда.
Проживание
Одна из особенностей гостиниц Японии – очень маленькие номера. Нечего и думать о том, чтобы разместиться в одном номере втроем (двое взрослых и более-менее взрослый ребенок). Мы на семью из четырех человек стабильно брали по 2 отдельных номера.
Помимо классических, привычных европейцу отелей, в Японии есть особые средства размещения, которые называются “рекан” – это традиционные японские дома, в которых можно переночевать подобно настоящему японцу. Приготовьтесь к тому, что цена за рекан будет в 2-3 раза выше стоимости обычной гостиницы, а уровень комфорта будет примерно во столько же раз ниже (характерная деталь – в номерах реканов нет кроватей, гости спят на циновках). Неотъемлемая часть такого рода гостиницы – это онсен – что-то типа традиционной японской SPA. И, если уж вы приехали в рекан, там надо заказывать традиционный японский ужин кайсеки.
Мы сами в реканах так и не пожили (посчитали, что это будет слишком экзотично и неудобно, учитывая, что мы были с детьми), однако в этой статье очень хорошего блога про Японию можно почитать более подробно про их посещение. Обобщая отзывы своих знакомых, кто останавливался в реканах, могу однозначно их рекомендовать для ночевки на 1-2 ночи где-нибудь в японской глубинке, при условии обязательного онсена под открытым небом.
Недельный маршрут по Японии
Итак, как же лучше всего организовать недельный маршрут по Японии для знакомства с этой замечательной страной?
Я рекомендую включить в него следующие точки, про каждую из которых я поподробнее расскажу ниже.
Токио
Токио – это очень большой мегаполис с населением около 14 млн человек и одновременно – крупнейшая городская экономика мира, если рассматривать границы так называемого “Большого Токио”, куда попадает уже 38 млн человек.
Столичный статус сыграл с Токио злую шутку в 1945 году, когда американская авиация сровняла многие районы города с землей, вынуждая императора к скорейшей капитуляции. Так что фактически город отстроен с нуля, и собственно древних зданий и районов в Токио практически не осталось. В частности, императорский дворец, который и сейчас является официальной резиденцией императора, всего лишь послевоенная реконструкция.
Количество народа в Токио действительно запредельно. Неслучайно, что именно здесь находится самая большая по пассажиропотоку станция в мире (Синдзюку), через которую ежедневно проходит около 4 млн пассажиров. Станция имеет 200 выходов, это настоящий подземный лабиринт, впрочем, с очень хорошей и удобной навигацией, к которой быстро привыкаешь.
Однако не следует ожидать от Токио чего-то экстраординарного. Мы рассчитывали увидеть такой город будущего, чуть ли не роботов на дорогах, огромные развязки и так далее. Так вот, всего этого в Токио нет. Очень показателен в этом плане Токийский Национальный музей передовой науки и технологии (Мирайкан), экспонаты которого устарели лет на 15-20.
Чтобы почувствовать атмосферу Токио и посетить его основные достопримечательности, вам вполне хватит или одного супернасыщенного дня, или двух дней в спокойном режиме.
Итак, что же я рекомендую посмотреть в Токио:
Остров Одайба – крупный искусственный остров в Токийском заливе. Остров удобно соединяется с основной частью Токио посредством монорельса (метро), дорога живописная, сам остров интересен большим количеством разных музеев и достопримечательностей, хотя и довольно хаотично застроен:
- Музей Мирайкан – Национальный музей передовой науки и технологии. Сюда можно зайти просто для галочки, чтобы увидеть центральный экспонат музея – человекоподобного робота Асиму, однако в целом музей разочаровывает.
- Музей цифрового искусства Мори – очень рекомендую, полный восторг от посещения. В музее собраны интерактивные работы современных художников, расположенные на огромной площади в 10 000 кв.м. Музей разделен на 5 зон, каждая из которых имеет свою специфику. На осмотр понадобится 1-1,5 часа. Главное – держите за руку маленьких детей, потому что мы умудрились потерять среди этой темноты 6-летнего малыша, но, к счастью, довольно быстро его нашли.
Район Сибуя – район молодежной моды, где зародился знаменитый японский кислотно-молодежный стиль. Достопримечательностей здесь всего две, и обе расположены прямо у станции метро:
- памятник псу Хатико (см. одноименный фильм)
- официально самый оживленный перекресток в мире. Чтобы его посмотреть, можно подняться в кафе на верхний этаж соседних зданий (это бесплатно).
Район Гиндза – самый фешенебельный район Токио, в котором сосредоточены магазины люксовой одежды. Очень рекомендую селиться именно здесь. Кроме магазинов высокой моды, в Гиндзе есть и марки масс-маркет, по которым можно гулять при желании хоть целый день.
Рыбный рынок Цукидзи – его в один голос рекомендуют все, кто там побывал. К сожалению, мы туда не дошли, однако, учитывая общую скудость достопримечательностей Токио, включаю его в свой список.
Если у вас есть дети, им наверняка понравится в Музее ниндзя (Ninja Trick House in Kabukicho). Для вас проведут примерно часовую экскурсию, в ходе которой вы познакомитесь с жизнью и бытом ниндзя, попробуете сражаться их мечами и кидать заточки-сюрикены.
В целом, Токио – отличная стартовая точка для знакомства с Японией и для прощания с этой страной, хотя самое интересное вас будет ждать в других точках маршрута.
Камакура и Йокогама (Токийская агломерация)
Один день вашего пребывания в японской столице рекомендую уделить посещению ее крайне интересных “пригородов” – точнее, вполне себе самостоятельных городов, которые, тем не менее, входят в Токийскую агломерацию.
Речь идет о Камакуре (60 км и примерно 1 час езды от центра Токио на электричке) и Йокогаме (на полпути между Токио и Камакурой). Эти два города хорошо объединяются в одну экскурсию, а их посещение легко укладывается в один день. Я рекомендую стартовать с утра пораньше и доехать до Камакуры, погулять и пообедать там, а “на закуску” оставить Йокогаму.
Камакура – один из древнейших городов Японии, основанный в 1192 году. Сегун Минамото но Еритомо выбрал это хорошо защищенное место в качестве своей резиденции и, следовательно, столицы сегуната. Камакура являлась столицей вплоть до 1333 года (до момента падения Камакурского сегуната), после чего пришла в запустение. Новую жизнь Камакура обрела лишь во второй половине XIX века, в эпоху Мэйдзи, ознаменовавшую окончание политики самоизоляции Японии и появление здесь европейцев. Сейчас в Камакуре насчитывается больше 170 буддистских и синтоистских храмов.
Территориально Камакура делится на две части – южную (туристическую) и северную (более аутентичную):
- Прогулка по Северной части Камакуры начинается со станции Kito-Kamakura и занимает около 3-4 часов.
- Прогулка по Южной части (которая гораздо более популярна среди туристов за счет более распиаренных достопримечательностей) начинается со станции Kamakura и также занимает около 3-4 часов (если без спешки и с обедом).
Основные достопримечательности Камакуры:
Огромная статуя Будды – символ города, расположенный в храмовом комплексе Котоку-ин. Ее высота 13 метров, вес – около 100 тонн. За время путешествия по Японии вы еще насмотритесь на статуи Будды в разных разрезах, и на меня лично эта статуя особого впечатления не произвела. Тем не менее, именно она считается визитной карточкой Камакуры. Внутри статуя пустая, и в нее можно зайти, однако делать там особо нечего.
Храм Цуругаока Хатимангу, воздвигнутый в 1063 году самураем Минамото в честь синтоистского бога Хатумана – покровителя воинов и клана Минамото.
Храм Хасэ Каннон (Хаседера), возведенный в 763 году. Здесь находится позолоченная статуя богини милосердия Каннон – с 11 головами и 33 ликами. Считается, что каждый обращающийся к богине может выбрать то лицо, которое ему ближе. При храме разбит очень красивый сад, по которому можно прогуляться.
Название японской марки Canon произошло как раз от имени богини милосердия Каннон.
В верхней части садового комплекса, рядом с храмом Хаседера, расположена отличная смотровая площадка, откуда открываются прекрасные виды на побережье.
Маленький поезд Эноден – также один из символов Камакуры. Он соединяет Камакуру с соседним городком Фудзисаву, и на нем можно прокатиться.
Погуляв по Камакуре, можно отправляться в Йокогаму (т.е. в обратном направлении к Токио из Камакуры) на любом из поездов.
Йокогама – это портовый город, в жизни которого на протяжении всей его истории именно море играло основную роль. Сейчас Йокогама интересна сочетанием высоких технологий и древних традиций.
В Йокогаме я советую посетить два места:
Сад Sankeien Gardens – очень красивый, практически идеальный сад, который, хотя и расположен немного на окраине Йокогамы, безусловно, заслуживает посещения.
На прогулку по нему лучше заложить 1,5-2 часа, в ходе которых можно вдоволь налюбоваться окружающей красотой, а также зайти в древние здания, которые были свезены сюда из разных регионов Японии.
Территория парка очень разнообразна:
Символ Йокогамы – здание Landmark Tower, построенное в 1993 году и являющееся одним из самых высоких в Японии (его высота составляет 295 метров). На самом быстром в Японии лифте, преодолевающем 750 метров в минуту, посетители могут подняться на полностью застекленную круговую смотровую площадку, расположенную на высоте 273 метра.
По окончании прогулки в Йокогаме есть выбор – вернуться в Токио для вечерней прогулки и ночевки, чтобы рано с утра выдвигаться в Хаконе (см. следующий пункт маршрута) или же поехать в Хаконе сразу после Йокогамы, заночевав уже на новом месте.
Обратите внимание, что в Японии есть очень удобная возможность оставить багаж на хранение прямо на железнодорожных станциях и даже на крупных станциях метро. Мы этим пользовались неоднократно, и это очень сильно выручало. Единственное, что надо иметь в виду, что вы будете не одни такие умные, и в пиковые дни свободных ячеек запросто может не быть. Поэтому имейте запасной вариант хранения багажа на тот случай, если вдруг его не удастся разместить в камере хранения.
Хаконе
Экскурсия в Хаконе – одна из самых ярких частей нашей поездки в Японию. Это удивительное место, в котором можно насладиться красивейшей природой, потрясающими видами на главную ценность Японии – гору Фудзи, гейзерными источниками и отличными музеями.
С точки зрения логистики, эта поездка очень насыщенная и сложная. Вот как был построен наш день в Хаконе:
Рано утром – выезд в Хаконе на скоростном поезде Шинкансен. Ехать нужно до станции Одавара (в пути около 1,5 часов).
Здесь нужно выйти из Шинкансена и пересесть на пригородный поезд до Хаконе Юмото. Здесь можно зайти в очень интересный музей старинной заставы, показывающий быт средневековой Японии.
Затем путь лежит через национальный парк Фудзи-Хаконе-Изу, где можно посмотреть древнее святилище Хаконе, а также прогуляться вдоль красивого озера.
Здесь можно вдоволь нафотографировать Фудзи в анфас и в профиль и вспомнить про ту самую улитку. После этого нужно сесть на большой стилизованный под старину корабль и переправиться на нем на другую часть озера, к подножию фуникулера.
На фуникулере вы поднимаетесь в долину гейзеров на высоту 1044 метра, где наблюдается полноценная вулканическая активность. Здесь можно попробовать яйца, сваренные непосредственно в почве за счет высокой температуры, которую образуют гейзеры, и оценить нереальность открывающихся пейзажей.
Затем вы спускаетесь на фуникулере на другую сторону горы, где садитесь на еще один местный поезд. На нем вы добираетесь до Музея скульптур под открытым небом – удивительного, очень интересного места, на которое нужно отвести никак не меньше часа (лучше – больше).
Затем вы на этом же поезде доезжаете до станции Хаконе-Юмото, с которой можно на еще одном поезде добраться до станции Одавара, входящей в систему JR. С этой станции вы отправляетесь на каком-нибудь самом позднем скоростном Шинкансене до города Киото – следующей точки маршрута.
Сразу скажу, что насыщенный план на Хаконе практически нереально реализовать в столь сжатые временные рамки без гида. Нам удалось довольно быстро пройти весь маршрут благодаря помощи прекрасной Рокси, которую я искренне рекомендую как высочайшего профессионала и просто очень хорошего человека.
В Хаконе можно и переночевать – однако готовьтесь к завышенным ценам на все, т.к. эта зона считается очень популярным среди японцев курортом. Однако если вы хотите пожить в аутентичной Японской гостинице “рекан” и посидеть в горячих источниках “онсен”, то лучшего места для этого не найти.
Киото
Киото – древняя столица Японии. Любопытно, что слова Токио и Киото образованы из двух слогов (иероглифов), стоящих в разном порядке. Киото – удивительно красивый и очень приятный по духу город, понравился нам гораздо больше, чем современная японская столица.
Территорию между городами Киото – Осака – Нара неспроста называют “золотым треугольником Японии”.
Киото просто изобилует различными знаковыми достопримечательностями, которые нужно обязательно посетить. В случае с Японией я очень рекомендую воспользоваться услугами профессионального гида, который сделает вашу экскурсию гораздо более содержательной, чем просто осмотр храмов по путеводителю. В Киото работает прекрасный гид Галина, которую могу также абсолютно искренне рекомендовать как одного из лучших гидов, которых я когда-либо встречал.
Киото занимает большую площадь, и его достопримечательности находятся в разных сторонах. Мы провели в Киото три дня – первые два осматривали собственно Киото (разные его части), третий же посвятили выезду в Нару (см. следующий пункт маршрута). Знаю, что часто встречается рекомендация для экономии жить в Осаке, а в Киото приезжать на экскурсию – это тоже возможно, хотя, по мне, цены на проживание в Киото примерно такие же, как и в Осаке, так что сэкономить не получится, а время вы потеряете.
Ниже приведена наша программа в Киото на два дня. В принципе, достопримечательности можно комбинировать между собой как угодно.
Первый день – предполагает удаление от центра Киото:
Арасияма – красивейшее место примерно в получасе езды от Киото. Это большой и популярный среди туристов район, включающий в себя множество храмов, красивые горы с вальяжными макаками и уникальную бамбуковую рощу Сагано. Добраться сюда очень просто – с вокзала Киото нужно доехать на поезде до станции Saga-Arashiyama.
Визитная карточка Арасиямы – ее знаменитая бамбуковая роща с множеством бамбуковых стеблей огромной высоты. Место очень популярное, и лучше приезжать сюда как можно раньше. Собственно, мы туда и направились, так как времени было не очень много.
Туристам можно ходить только по дорожкам, но мы немного похулиганили и, заприметив открытую калитку, прошли в саму рощу немного пофотографировать.
Кстати, знаете ли вы, что бамбук – это всего лишь трава?
Храмовый комплекс Реан-дзи – уникальный дзен-буддистский храм, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дословный перевод названия звучит как “Обитель мирного дракона”.
Изначально здесь находилось поместье семейства японских рыцарей-самураев, один из которых – генерал Хосокава Кацумото – пожелал. чтобы после его смерти на этом месте появился дзен-буддистский храм.
В результате храм появился еще при жизни хозяина в 1450 году, однако после этого много раз горел. Храм знаменит, прежде всего, своим Садом камней (появился на территории комплекса в 1499 году и с тех пор мало изменился). Сад камней Реан-дзи выполнен в технике “карэ-сансуй” (“Сухой сад”) и представляет собой заполненную гравием прямоугольную площадку, на которой лежат 15 камней.
Число 15 выбрано неслучайно, поскольку в философии дзен-буддизма именно оно ассоциируется с совершенством.
Камни не подвергались обработке, они одного материала и одинакового цвета (черного), но разного размера.
Камни расположены так, что зрителю, в какой бы точке он ни находился, всегда видны только 14 камней, а 15-ый камень скрыт. Все посетители смотрят на сад только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля.
Золотой павильон Кинкаку-Дзи (“Золотой храм”) – на мой взгляд, самое красивое сооружение Киото, настоящий шедевр мировой архитектуры. Это один из храмов в комплексе Рокуон-дзи (“Храм оленьего сада”) в районе Кита, построенный в 1397 году как вилла для отдыха сегуна Асикага Есимицу. После его смерти храм был передан одной из школ дзен-буддизма.
Очарование этому месту придает очень красивое отражение храма в пруду Кеко-ти, в котором также расположены 10 каменных островков.
Сад, который окружает павильон, был разбит в XIV веке одновременно со строительством комплекса, самые старые деревья в нем были посажены еще Есимицу, так что им больше 600 лет.
Павильон использовался как хранилище реликвий Будды вплоть до трагического момента своей истории – в 1950 году Золотой павильон был подожжен послушником Хаяси Йокеном, который не мог смириться с тем, что в мире существует настолько совершенная красота. В пожаре погибли, в том числе, и хранившиеся здесь реликвии.
Очень рекомендую прочитать книжку “Золотой храм” японского писателя Юкио Мисимы, повествование в которой ведется как раз от лица поджигателя. Сможете совсем по-другому воспринять это место. Да и вообще подобное предварительное знакомство с объектом посещения существенно повышает эмоции от визита.
В 1955 году храм решили восстановить и начали масштабную реконструкцию по инженерным данным и фотографиям. При строительства использовалось порядка 200 000 золотых листов общим весом около 20 кг.
Сейчас посетители не имеют возможности подойти к самому Золотому павильону и любуются им издалека.
Второй день:
Дом самурая (Gion Kyo-ryori Hanasaki) – погружение в быт рыцарского сословия Средневековой Японии с обучением базовым приемам использования знаменитого самурайского меча. Дорогое удовольствие, стоит 12 000 йен на человека (не важно, взрослый или ребенок), но нам очень понравилось.
Замок Нидзе – укрепленная резиденция сегунов рода Токугава, состоящая из множества строений, объединенных в единый замковый комплекс.
Замок очень красиво выглядит, позволяет полностью перенестись в атмосферу средневековой Японии.
Замок имеет два кольца укреплений, каждое состоит из стены и рва с водой.
Центральное строение замка – дворец Ниномару, окруженный, как водится, прекрасным садом.
Меня поразила интересная деталь – специальные “поющие” полы, которые не позволяли скрытно пройти по коридорам:
Кроме того, вызывает искреннее удивление аскетизм обстановки, в которой жили сегуны, – по нашим, сегодняшним европейским меркам. У меня даже не сохранилось ни одной фотографии дворца снаружи – настолько это здание выглядит внешне невзрачно (ну а внутри фотосъемка строжайше запрещена). Следующая фотография сделана в другом месте, но в целом передает обстановку замка сегуна:
Строительство комплекса продолжалось с 1601 по 1626 годы, однако из-за того, что он был построен из дерева, замок сильно пострадал из-за пожаров конца XVIII века.
Следующая точка – восхитительное синтоистское святилище Фусими Инари Тайся, построенное, как нетрудно догадаться, в честь богини Инари.
Культ инари – один из главных в японском синтоизме; богиню почитают уже больше 1300 лет. Лисицы считаются посланниками Инари, и их изображения расположены на территории всего святилища:
Это святилище знаменито длинными туннелями из тысяч оранжевых ворот (торий). Считается, что ворота отделяют священное от обыденного.
Это святилище является одной из самых известных достопримечательностей не только Киото, но и всей Японии. Чтобы поставить ворота, нужно не просто заплатить большую сумму (от $10,000), но и дождаться очереди, которая расписана чуть ли не на год вперед.
В этом месте обязательно нужно подняться на гору сквозь туннели из ворот, чтобы насладиться панорамным видом на Киото.
В Японии очень популярны такие вот “стены желаний”, куда можно повесить табличку с просьбой. Чтобы желания сбылись (а заодно, чтобы освободить стену для новых желающих повесить табличку и заплатить соответствующую таксу), священники регулярно сжигают дощечки и таблички с записями:
После святилища в честь богини Инари мы пошли в не менее знаменитый храм Садзюсангэндо – так называемый “Храм тысячи Будд”. Он был основан в 1164 году и считается самым длинным деревянным зданием в мире, имея длину 120 метров.
В главном зале храма установлено 1001 изваяние уже упоминавшейся богини Каннон (той самой, которая имеет 33 лика). К сожалению, съемка внутри была строго запрещена, поэтому приходится использовать чужое фото:
Хотя первоначальное здание погибло в пожаре, нынешнее тоже имеет очень солидный возраст и относится к 1266 году.
Вдумайтесь – деревянное здание, которому почти 800 лет. В этом же году были установлены и статуи в честь Каннон.
Следующий обязательный элемент программы – прогулка по старым улочкам Киото и фотосессия в кимоно. Сначала мы не планировали переодеваться, однако это оказался очень увлекательный опыт. К сожалению, в других странах редко бывает возможность надеть на себя не бутафорскую одежду (как, например, жалкое подобие настоящего шотландского килта, которое нам предлагали в Эдинбурге), а правильно и полностью переодеться в национальную одежду.
Для японцев поездка в Киото почти всегда связана с надеванием кимоно. Они очень уважают и чтут свой национальный наряд. Каждый японец и японка имеют несколько кимоно, на разные случаи жизни. Хороший вариант кимоно может стоить 10-15 тысяч долларов, поэтому многие берут такого рода кимоно в прокат (более подробно про это можно почитать в моей статье “Нюансы японского быта”).
Посещение района Гион – самого известного района работы и проживания гейш и учениц-майко. И хотя встретить настоящую гейшу на улице крайне сложно, район очень колоритен и, безусловно, заслуживает визита.
Большинство зданий района выполнены в стиле традиционных японских чайных домиков.
Как вы, надеюсь, знаете, гейши – это уникальное явление японской культуры. Почему-то многие отождествляют гейш с проститутками, хотя это совершенно неправильно.
Нара
После Киото мы думали, что ничто больше не сможет нас поразить, однако мы ошибались. Нара – столица Японии с 710 по 784 года – нас удивила и покорила.
Иногда создается впечатление, что какой город в Японии ни возьми, он обязательно был столицей.
Нара находится примерно в часе езды от центрального вокзала Киото и примерно на таком же удалении от Осаки. Мы выписались из гостиницы, оставили чемоданы в камере хранения на вокзале Киото с тем, чтобы в конце дня отправиться с этой станции на скоростном Шинкансене в Токио, где была запланирована последняя ночевка нашего японского путешествия.
Период Нара был так назван в связи с тем, что столицей Японской империи был именно этот город. Он оказался очень плодотворным для Японии – японцы активно перенимали из соседнего Китая его религию, культуру и письменность. Нара построена в подражание тогдашней столице Китая – городу Сиань, который знаменит тем, что рядом с ним находится Терракотовая армия (подробно почитать о визите в этот город можно в моей статье).
Большинство достопримечательностей Нары сосредоточены в центральном Нара парке. Идти до него от станции примерно 15-20 минут.
Именно в парке находится главный символ Нара – свободно пасущиеся олени, которые достаточно нагло выпрашивают у посетителей специальные лакомства (продаются в парке на каждом углу).
Летом Олени Нара очень красивые и похожи на Бэмби из детского мультфильма. Осенью и весной они тоже очень милые, хотя их окрас не такой симпатичный.
По легенде, когда императорский двор обосновался в Наре, на его защиту приехал местный бог-громовержец на белом олене, и с тех пор олени стали неотъемлемой частью города.
Обниматься с оленями можно бесконечно, они будут сопровождать вас на протяжении всей вашей прогулки по парку.
Главная достопримечательность Нары – огромный храмовый комплекс Тодай-Дзи, относящийся к одному из семи великих храмов Нары (его название дословно означает “Великий восточный храм”).
Строительство Тодай-Дзи началось в середине VIII века, однако, как и почти все другие достопримечательности Японии, он многократно горел. Наконец, к 1913 году храм был восстановлен в первоначальном виде – высота 50 метров, длина 57 метров, ширина 50 метров.
Ворота в храмовый комплекс тоже впечатляют масштабом:
Буддистский храм Тодай-Дзи знаменит тем, что является самым большим деревянным сооружением в мире. Размеры храма потрясают воображение – он действительно огромен. Храм был построен, чтобы поместить сюда статую великого бронзового Будды, хрранящуюся здесь до сих пор. Это самая большая статуя Будды в Японии (Будда Дайнити), изначально выплавленная больше 1000 лет назад. Изваяние Будды весит в два раза больше нью-йоркской Статуи Свободы, хотя и было изготовлено еще в 749 году и является непревзойденным примером уникального мастерства древних японцев. Известно лишь, что работа над этой статуей Будды заняла почти 10 лет и чуть не обанкротило всю страну. Для ее изготовления императору пришлось скупить практически всю имевшуюся на тот момент в Японии бронзу.
К сожалению, то, что мы сейчас видим, тоже не оригинал – как-то раз храм горел так сильно, что старая статуя расплавилась.
Справа от фигуры Будды находится большая колонна с маленьким отверстием (т.н. аттракцион “Ноздря Будды”), через которое едва-едва протискивается взрослый японец (напомню, японцы в принципе не отличаются большими размерами). По преданию, человеку, сумевшему пролезть через это отверстие, прощаются все грехи. Я не рискнул делать попытку, поскольку перед глазами стоял пример Винни-Пуха из старого советского мультика.
Удивительно, но современное здание на 30% меньше размеров изначального здания. Помимо огромного павильона, в комплекс входили две семиярусные пагоды и передние ворота – Нандаймон, которые сами по себе являются уникальным архитектурным сооружением.
Помимо замечательного Буддийского храма, в Наре нужно обязательно посетить синтоистское святилище Касуга Тайся, которое входит в тройку великих синтоистских храмов Японии.
Это святилище известно большим количеством фонарей (их около 2000 штук), которые были пожертвованы паломниками Нары за всю ее многовековую историю. Эти фонари зажигают лишь дважды в год.
Как обычно в синтоистских святилищах, вход в священные пределы обозначен красными воротами (тории).
Осака
На полноценную прогулку по Осаке у нас, к сожалению, не хватило времени. В Осаку поехал только я рано с утра, да и то лишь для того, чтобы посмотреть первые матчи одного из гранд-турниров по сумо. Об этом опыте я подробно писал в своей статье “Как попасть на сумо в Японии” – если коротко, то я очень рекомендую посмотреть сумо своими глазами. Это действительно неожиданно захватывающий и зрелищный вид спорта. Кроме того, вы нигде такого больше не увидите.
Тем не менее, судя по отзывам других путешественников, Осака стоит как минимум одной ночевки, поскольку в этом огромном мегаполисе есть масса интересных развлечений и достопримечательностей.
Я посмотрел только знаменитый замок Осаки, заложенный здесь еще в XVI веке. К сожалению, как и большинство других замков, в нынешнем виде этот замок – полный новодел, поскольку деревянные самурайские замки крайне плохо пережили те потрясения, которые Япония выбрала для себя в первой половине XX века.
P.S. В завершение скажу, что если бы у нас было еще несколько дней, мы бы проехали еще дальше на юг, к городам Хиросима и Окаяма, а также прокатились бы по сельской Японии. Но – видимо, это осталось для нашей следующей поездки в эту замечательную страну.
P.S.S. Рекомендую почитать интересный блог “Врен об Японии для туриста” – его автор Константин Говорун посетил Японию больше 20 раз и, по его словам, “никак не может остановиться”. Вы найдете в его блоге массу полезнейшей информации для планирования вашей поездки. Также Константин ведет одноименный Телеграм-канал.