Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали

Про древнюю Персию все мы читали в школьных учебниках истории. Это была могущественная империя, обладавшая наибольшей территорией за всю историю человечества. Почему-то мне древняя Персия запомнилась в основном через противостояние древней Греции – все эти удивительные истории про 300 спартанцев, персидское войско, стрелы которого могут закрыть солнце (“тогда мы будем сражаться ночью”) и тому подобные вещи.

Сегодня на месте древней Персии находится хорошо всем известный Иран, с которым нашу с вами страну за последний месяц не сравнил только ленивый. На тему того, как живется Ирану под санкциями, я еще обязательно напишу, но сейчас я хочу рассказать про три совершенно фантастических инженерных чуда древней Персии, о которых – уверен – подавляющее большинство моих читателей никогда не слышали.

Итак, поехали.

Чудо №1. Система подземных водных туннелей (“канатов”)

Про удивительные “канаты” (это не опечатка – они действительно так называются, qanats) я уже немного рассказывал в своей предыдущей статье про Иран (“Путешествие в Иран”).

В древности Персию часто называли “страной роз и соловьев” – все благодаря легендарным розовым садам Шираза и Исфахана, двух старейших городов Персии, которые вдохновляли воображение многих писателей и поэтов на протяжении столетий.

Это особенно поразительно, если учесть, что основная часть Иранского плато покрыта горными хребтами и засушливыми пустынями. Успешное развитие государства на подобной суровой территории было невозможно без грамотного управления водными ресурсами и разработки ирригационных систем.

Персы решили эту проблему за счет уникальной системы подземных водных туннелей под названием “канаты” (qanats), которые по-древнеперсидски назывались kariz. Это длинные горизонтальные подземные туннели, прокопанные с минимальным уклоном, достаточным для того, чтобы обеспечить движение воды в нужном направлении – от гор (с большим количеством водных источников) в засушливые территории.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Устройство “каната” в разрезе

Все как у древних римлян, только те строили свои акведуки над землей, а персы решили выкопать их под землей.

По мнению ученых, без изобретения системы канатов многие города – такие, как Йезд, Керман, Ганабад, Дамкан, Кашан, Нейшабур и Машад – не могли бы существовать и в лучшем случае оставались бы небольшими деревнями.

Историки полагают, что использование подземных водных каналов для ирригации началось при основателях Персидской империи – династии Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.). Первое подтвержденное упоминание канатов сделал Полибий, греческий историк, живший около 200 года до н.э. Полибий подробно описал подземные водные каналы (по-гречески – гипономии), которые он видел в районе горной системы Эльборз на севере современного Ирана.

Канаты – это система подземных водных туннелей, каждый из которых может иметь длину до нескольких десятков километров. Через каждые 15-20 метров на протяжении всего подземного туннеля выкопаны колодцы, соединяющие туннель с поверхностью.

Интересные факты о “канатах”:

  • Общее количество в Иране – около 50 000 туннелей
  • При средней протяженности одного каната в 7 км это дает их общую длину в 350 000 км (лишь немногим меньше расстояния от Земли до Луны). И 17,5 млн прокопанных колодцев (если учесть, что их выкапывали через каждые 15-20 метров длины туннеля на глубину до 300 метров).
  • Глубина пролегания подземных туннелей варьирует от 0 метров (в их конечной точке – где они как раз выходят на поверхность для орошения) до 300 метров (глубина шахты материнского колодца). Самый длинный известный канат в Иране имеет протяженность 80 км.
  • Город Гонабад с населением более 35 000 человек до сих пор снабжается питьевой водой посредством системы канатов, дошедшей до наших дней в полной сохранности.
  • Благодаря глинистым почвам, в большинстве случаев какое-то дополнительное укрепление стенок туннелей не требовалось, однако иногда приходилось все же ставить специальные керамические кольца – совсем как при строительстве современного метро.
Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
В канатах Гонабада

На мой взгляд, система канатов – это одно из доказательств т.н. теории палеоконтакта, согласно которой в глубокой древности на нашей планете присутствовали гораздо более развитые инопланетные цивилизации, оказавшие серьезнейшее влияние на появление и эволюцию человечества. Более подробно на эту тему можно почитать, например, в моих статьях “Египетские пирамиды и теория палеоконтакта” и “Теория палеоконтакта. Продолжение заочного спора”. Я думаю, что система подземных туннелей появилась именно благодаря применению гораздо более развитых технологий, чем те, которыми владели древние персы, хотя безусловно, какие-то отдельные туннели они потом могли прорывать самостоятельно, развивая или поддерживая созданную сеть.

Как же современная наука описывает технологию строительства канатов?

На первом этапе специально обученные люди должны были найти т.н. “материнский источник” – место, откуда будет течь вода. Как правило, материнские источники располагались где-то в горах или предгорьях. Когда подходящее место было найдено, вырывалось несколько скважин (совсем как сейчас делается для обеспечения водоснабжения загородных домов) и, если они давали нужный объем воды, одна из них выбиралась в качестве основного (материнского) источника.

Любопытно, что туннель прорывался не от источника к орошаемой территории, а наоборот – от места, куда надо было поставить воду к материнскому колодцу. Линия туннеля сначала прочерчивалась по поверхности, затем начинались работы по извлечению грунта.

Чтобы вырыть подземный туннель без использования машинной техники, древним строителям приходилось каждые 15-20 метров по ходу его следования прорывать специальные шахты-колодцы. Они до сих пор отлично заметны по окраинам многих Иранских шоссе – например, если ехать из Исфахана в Йезд. Эти шахты необходимы для удаления вырытого объема грунта, а также для того, чтобы копальщики не задохнулись под землей.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Технология строительства каната по представлению современных ученых

Ученые признают, что технология создания канатов выглядит исключительно сложной для тех производственных сил, которыми обладали древние персы, и требует глубочайшего понимания геологии, тригонометрии и инженерного искусства.

В ряде случаев прокапывался не один, а целых два яруса подземных туннелей – в том случае, если имелось два материнских колодца. Так, в канате, расположенном в окрестностях города Ардесатан, первый туннель проходит на глубине 27 метров, а второй – на глубине 30 метров.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Двухярусный туннель недалеко от города Ардесатан

Для доступа к туннелям используются одни и те же шахты, при этом использована специальная технология, чтобы вода из верхнего туннеля не попадала в нижний.

Равнина с большим количеством шахт, как будто прорытых гигантскими кротами, – отличительная черта иранских пейзажей:

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Вдалеке видны шахты – и так до самого горизонта

Чудо №2. Канал Дария – предшественник современного Сэуцкого канала

Надеюсь, вы впечатлены древнеперсидскими подземными водными туннелями, однако следующее инженерное чудо Персии ничуть не уступает им.

Знаете ли вы о том, что на месте современного Суэцкого канала, соединяющего Красное и Средиземное моря, в глубокой древности существовал т.н. “Канал Дария” (иногда также называемый “Каналом фараонов”), построенный примерно в 500 году до н.э.?

В январе мы с семьей побывали на Панамском канале (длина искусственно вырытого участка – 82 км, ширина 150 метров), внимательно познакомились с историей его строительства и могу сказать, что прокапывание канала – одна из сложнейших инженерных задач, требующая решения множества технических сложностей.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Канал Дария на карте

Конечно, канал каналу рознь, однако еще в 500 году до н.э. по приказу персидского царя Дария был прорыт искусственный канал длиной около 50 км и шириной 50 метров, чтобы соединить Суэцкий залив Красного моря с устьем Нила и тем самым обеспечить проход в Средиземное море.

Попытки строительства канала предпринимались еще египетскими фараонами (в частности, первые попытки фиксируются еще во времена фараона Сети I в XIII веке до н.э.), однако канал так и не был достроен по причине технических сложностей.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Канал Дария в сравнении с современным Суэцким каналом

Этот канал примерно втрое длиннее современного Английского канала и, без сомнений, является одним из самых выдающихся инженерных сооружений античного мира – при этом он практически неизвестен широкой публике.

Канал Дария функционировал в течение нескольких веков и использовался преимущественно в военных целях, однако потерял свое значение после завоевания территории Египта Римской империей.

Вдоль русла канала было установлено несколько гранитных стел, дошедших до наших дней и обнаруженных при строительстве Суэцкого канала.

В VIII веке н.э. канал Дария был засыпан по распоряжению одного из халифов Персии, опасавшегося, что эта водная преграда может быть использована потенциальными мятежниками для обороны.

Чудо №3. Великая Горганская стена

Про китайскую великую стену слышали все. Это действительно потрясающее сооружение древнего мира, представить все масштабы которого невозможно, не побывав там. Для меня посещение стены стало одним из самых ярких впечатлений от поездки в Китай (см. подробный рассказ в статье “Великая Китайская стена”, где приводятся интересные детали о строительстве и эксплуатации этого сооружения).

Но вы наверняка не знаете, что в древней Персии была построена своя “великая стена”, которая называлась “Горганская стена”.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Горганская стена на карте

Она длиннее, чем вал Адриана (в Англии) и вал Антония (в Шотландии) вместе взятые и простирается почти на 200 км в северной части Ирана. Горганская стена по протяженности уступает только Китайской (но с Китайской стеной по масштабности вообще мало что может сравниться). Ширина Горганской стены составляет 6-10 метров, высота – 3-4 метра. Считается, что стена была построена в III-VI вв н.э. во время династии Сасанидов и активно использовалась в военных целях по меньшей мере до первой половины VII века.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Стена в графической реконструкции современных историков

Эту стену в древности часто называли “Красной змеей” благодаря красному цвету кирпичей, из которых она была построена. Дело в том, что Горганская стена проходит по пустынной местности, где практически отсутствует камень, но зато в избытке лес. Это позволяло применять кирпичный метод строительства.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Остатки Горганской стены

Для стройки использовались большие кирпичи весом около 25 кг и размерами 40*40*10 см. Кирпичи производились на специальных мини-заводах – килнах – располагавшихся вдоль всей стены во время ее строительства. Археологи обнаружили более тысячи печей, выстроенных вдоль всей стены.

Стена имела очень важное стратегическое значение – она позволяла создать эффективный заслон на границе от племени эфталитов (белых гуннов), являвшихся серьезной угрозой в V-VI вв. н.э. для тогдашнего персидского государства.

Стена включала в себя 38 фортов (то есть примерно через каждые 5 км) и специальный водный канал шириной 30 метров и глубиной 5 метров, существенно затруднявший штурм укреплений, а также использовавшийся защитниками для обеспечения своих потребностей в воде.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Графическая реконструкция Форта №4 Горганской стены

Гарнизон стены в военное время насчитывал до 30 000 человек, в мирное время его численность сокращалась примерно вдвое.

Сегодня от стены уже мало что осталось, хотя кое-где сохранились руины высотой до 1,5 метров.

Три инженерных чуда древней Персии, о которых вы не знали
Место, где когда-то располагался Форт №4 Горганской стены – как видим, от него почти ничего не осталось

Надеюсь, вас, как и меня, тоже поразили три этих инженерных чуда древней Персии. Если так, то приглашаю прочитать статью про мое путешествие в эту удивительную страну. В статье я делюсь удобным и компактным маршрутом, включающим в себя все основные достопримечательности Ирана, чтобы вы могли увидеть всю ее красоту своими глазами.

Рейтинг
( 8 оценок, среднее 4.5 из 5 )
admin/ автор статьи
Загрузка ...
Истории моих путешествий