Балканское кольцо

Понятие Балканы для меня всегда оставалось чем-то малознакомым и не до конца понятным. Какой-то набор не связанных между собой фактов: вроде Европа, а вроде и нет, толком непонятно, какие страны туда входят, чем отличаются друг от друга. Чтобы раз и навсегда заполнить этот пробел, мы всей семьей внезапно сорвались в небольшую поездку по Балканскому полуострову, решив максимально охватить все расположенные там страны.

В ходе подготовки выяснилось, что информации в интернете по Балканам очень мало. Туристический интерес к Балканскому полуострову ограничивается побережьем Черногории и Хорватии, все остальное остается настоящей terra incognita. Нет ни толковых путеводителей, ни обзоров, из статьи в статью кочуют одни и те же переписанные не проверенные никем сомнительные “факты”.

После опроса друзей и знакомых, которые ездили по Балканам, был разработан следующий кольцевой маршрут:

Карта кликабельна, можно приближать, изучая разные точки маршрута (отмечен синей  линией) и достопримечательности (красные кружки). Маршрут оказался очень удобным, и я могу его рекомендовать всем, кто хочет познакомиться с Балканами чуть больше, чем подавляющее большинство туристов, не выезжающих за пределы прибрежных черногорских городков. Мы двигались по часовой стрелке, стартуя от Которского залива (город Тиват, Черногория), и закончили маршрут там же.

Характеристики кольцевого маршрута по Балканам

  • Протяженность маршрута – 1,500 км, он рассчитан, конечно же, на перемещение на автомобиле. Взять машину в аренду очень легко – есть множество компаний, как международных, так и местечковых. Мы брали в местечковой, она оказалась более гибкой по условиям и не требовала блокировку многих сотен евро на карте.
  • Дороги – вполне хорошие, однако очень много серпантинов, поэтому средняя скорость редко будет больше 80 км/ч (здесь мы почти полностью совпали с прогнозом Google). Однако красоты, открывающиеся за каждым новым поворотом, делали дорогу легкой и позволяли легко выдерживать по 8-10 часов за рулем. Пассажиры тоже не жаловались.
  • На дорогах нет камер, но зато очень много полицейских засад. К счастью, встречные машины предупреждают о таких засадах фарами дальнего света, так что на штрафы мы ни разу не попали. Единственное исключение – Албания, где, по всей видимости, это просто не принято.
  • По отзывам, штрафы за нарушение ПДД в Черногории и других странах довольно жесткие, однако полиция коррумпирована и всегда можно договориться на месте.
  • Предполагает пересечение множества границ, однако в большинстве случаев они проходились буквально за 5-10 минут. Исключение составила лишь граница на въезде из Сербии в Косово (но об этом – ниже) и обратная граница из Албании в Черногорию (там была банальная пробка из отдыхающих, которым-таки наскучили черногорские пейзажи).
  • Нет никаких проблем найти жилье даже за полдня до приезда. Основу номерного фонда составляют сдающиеся посуточно квартиры, ориентированные именно на туристов. В крупных городах есть более-менее приличные гостиницы.
  • На Балканах все и правда очень дешево. На заправке можно набрать целый мешок разных вкусняшек, заплатив за него 6-7 евро (т.е. в 3-4 раза меньше, чем в других странах Европы или в США). Самый дорогой ресторан, где мы ужинали, обошелся нам в 40 евро на четверых, включая вино, стейки и множество другой еды.

Если ехать в спокойном темпе, на этот маршрут нужно шесть-семь дней. Мы, конечно же, проехали его быстрее, потому что, как всегда, не рассчитали с билетами. Итак, вот примерный маршрут, рассчитанный на нормальных людей. Пусть вас не смущает высокий темп передвижения – на самом деле, в каждой из точек маршрута (за исключением курортной зоны и парка Дурмитор) делать дольше 2-3, максимум – 5 часов нечего.

День первый. Черногория (Тиват)

План на день: прилет в Тиват (Черногория), прогулка по городку Котор, подъем в Которскую крепость, ночевка на побережье Которского залива.

Городок Котор – один из самых интересных на всем черногорском побережье, ведет свою историю еще с античности. Его самая интересная достопримечательность – крепость Св.Иоанна, построенная во времена господства здесь венецианцев.

Балканское кольцо

Стены начали строиться здесь еще в  IX веке, однако основная их часть была построена во времена Венецианской республики. Крепость находится в отличном состоянии, вдоль крепостных стен можно бродить, на многие из них можно подняться. Будьте аккуратны – в некошеной траве встречаются змеи (одна из них, извиваясь как молния, стремительно проползла прямо передо мной через тропинку).

Вход на территорию крепости платный (8 евро с человека, детей удалось провести бесплатно), причем нужно иметь в виду, что подъем довольно сложный. Ступенек много, они не самые удобные, и нужно надеть соответствующую обувь. По дороге местные жители продают холодную воду и газировку (втридорога, разумеется).

Именно с крепостных стен открывается классический вид на Которский залив:

Балканское кольцо
Вид на Которский залив с Которской крепости

Помимо крепости, делать в Которе особо нечего. Ночью побережье затихает настолько, что становится немного не по себе. Не слышно ни музыки, ни машин, ни людей – однако это и становится одним из самых ярких впечатлений от этого места.

Интересный факт – мало кто знает, что Черногория является самой молодой страной Европы. Она образовалась лишь в 2006 году, выйдя из состава Сербии.

День второй. Босния и Герцеговина (Мостар, Сараево)

План на день: рано с утра – выезд в сторону Боснии и Герцеговины. Нужно обязательно заехать в город Мостар (там можно пообедать) и доехать до Сараево, где остановиться на вторую ночевку.

До поездки на Балканы Босния и Герцеговина были для меня лишь непонятным словосочетанием. Между тем, эта страна оказалась очень интересной и порадовала красивейшими пейзажами, вполне европейским уровнем сервиса в своей столице (Сараево) и очень низкими ценами (пожалуй, самыми низкими на всем нашем маршруте).

В отличие от христианской Черногории, Босния и Герцеговина – страна мусульманская (наряду с Албанией и Косово). Повсюду видны минареты и старинные мечети.

Балканское кольцо

В Боснии и Герцеговине нужно обязательно посетить два города – Мостар и Сараево.

Главная достопримечательность Мостара, который находится примерно в 3 часах езды от Котора, как нетрудно догадаться из названия, это старинный мост. Мост был построен в 1557-1566 годах турками и пережил все катаклизмы истории – множество землетрясений, Первую и Вторую мировую войны, но в 1993 году все же был взорван хорватскими боевиками в ходе югославской войны.

Балканское кольцо
Вид на Старый мост (город Мостар)

Современный мост – копия того, старого моста. Конструкция уникальна и очень красива. Высота моста – 30 метров.

Главный туристический аттракцион Мостара – прыжки с этого моста в воду. Высота до воды – от 24 до 30 метров (в зависимости от уровня реки). Это – очень сильный стресс даже для тренированного организма. Во-первых, физический удар (износ костей, суставов). Во-вторых, температурный перепад – с плюс 35 наверху до плюс 12-15 в реке. Прыгуны специально обливаются холодной водой перед самым прыжком.

Балканское кольцо
Прыжок со Старого моста в Мостаре

В день человек совершает 2-3 прыжка. Прыжку предшествует довольно длительный фандрайзинг – товарищ прыгуна или он сам обходит несколько раз всех собравшихся, правдами и неправдами предлагая скинуть деньги. В нашем случае это длилось минут 15-20. Скидываются все по-разному, но социально приемлемой таксой является 5 евро. На один прыжок, таким образом, набирается порядка 50-100 евро, из них не все идут прыгуну (основная часть идет крышующей этот мост местной мафии, все по стандартам).

Балканское кольцо
В Мостаре можно пообедать с видом на старинный мост (у воды есть множество ресторанчиков) и отправляться в сторону Сараево. По дороге можно заехать в заброшенный дворец знаменитого Иосифа Броз-Тито – создателя объединенной Югославии, под силу которому удалось собрать воедино большинство балканских государств. Правда, после его смерти вся эта конструкция моментально развалилась, и регион погрузился в гражданскую войну.

Вдумайтесь – много ли в Европе мест, где всего 15-20 лет назад шли активные боевые действия, причем прямо в городах, с обстрелом мирного населения…

Сараево, пожалуй, понравился сильнее всех других крупных городов, виденных нами на маршруте. По нему оказалось очень приятно пройтись. Лучшие виды на город открываются с верхней станции канатной дороги. Она была построена к Зимним олимпийским играм 1984 года,. Во время Боснийской войны она была разрушена и вновь открылась лишь в 2018 году. Поездка занимает около 7 минут, за которые кабинка преодолевает расстояние в два километра.

Балканское кольцо

Хотя в Сараево уже почти не осталось разрушенных войной зданий, на многих сооружениях видны осколки снарядов от артобстрелов, которые велись со стороны Сербии. Одно из таких зданий было рядом с нашей гостиницей, в самом центре города:

Балканское кольцо
Дома в центре Сараево, на стенах видны выбоины от снарядов

Впечатление дополнило посещение музея-фотовыставки Боснийской войны. Скажу честно – жуткое зрелище. Сложно себе представить такую жестокую войну между в недавнем прошлом братскими народами, более или менее мирно сосуществовавшими на этой земле много веков.

В мировой истории Сараево тесно ассоциируется, в первую очередь, с убийством эрц-герцога Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола. Это убийство послужило поводом для развязывания Германией Первой мировой войны. Большинство историков уверены, что война случилась бы в любом случае, и если бы не это убийство, то повод был бы найден другой, однако факт остается фактом. Убийство произошло у этого Латинского моста и стало результатом нелепых совпадений и везения (для заговорщиков):

Балканское кольцо
Вид на Латинский мост – место убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в 1914 году (само убийство произошло в его правой части)

Кому интересно – рекомендую познавательную статью от Republic на эту тему.

В Сараево довольно приятный центр, по которому оказалось здорово пройтись. Во многих местах на асфальте нанесены т.н. “сараевские розы” – пятна красной краски, отмечающие места гибели мирного населения во время обстрелов. Такой вот символ города…

Балканское кольцо

День третий. Мокра Гора и Дурмитор

План на день: рано с утра – выезд в сторону Сербии, в местечко Мокра Гора. Здесь находится знаменитая этнодеревня режиссера Эмира Кустурицы. Здесь можно пообедать, чтобы затем направиться обратно в Черногорию – в знаменитый черногорский национальный парк Дурмитор. Это одно из самых красивых мест, которые я посещал. Ему посвящен отдельный рассказ.

Следующая точка маршрута – этнодеревня Мокра Гора, расположенная в Сербии, практически на границе с Боснией и Герцеговиной. Место неплохое, но его живописность, на наш взгляд, переоценена. Тут можно неплохо погулять пару часов, если повезет и вы угадаете с расписанием – прокатиться на легендарном старинном поезде по узкоколейной железной дороге, но глобально – больше тут делать нечего. Имейте в виду, что поезд отправляется раз в 3-4 часа, и нужно заранее подстраивать под него маршрут. Мы, к сожалению, немного опоздали, не проверив информацию о расписании…

Балканское кольцо

Эмир Кустурица облюбовал это место во время съемок фильма “Жизнь как чудо”, и после Боснийской войны не захотел возвращаться в Сараево. Он выстроил себе “идеальный мир”, в котором и поселился. Улицы тут носят имена известных кинорежиссеров, ну и вообще деревня насыщена разными интересными артефактами – как, например, вот эта вот игрушка. Можно покрутить ручку, и вместо звездочки появляются свастика, христианский крест или мусульманский серп:

Балканское кольцо

Периодически здесь проходят различные фестивали и другие культурные события.

После Мокра Горы – направляемся обратно в Черногорию, в национальный парк Дурмитор, точнее – в город Жабляк, который является стартовой точкой для знакомства с этим природным чудом света. Гугл проложил нам маршрут через Боснию, так что мы снова пересекли границу (Сербии с Боснией). Периодически вдоль дороги попадались разрушенные дома, которые не давали забыть, что всего 20 лет назад здесь шли активные боевые действия:

Балканское кольцо
Заброшенный дом на границе Боснии и Герцеговины и Сербии

В Жабляке я рекомендую остановиться сразу на две ночи, чтобы в полной мере насладиться красотой Дурмитора. Гостиничный фонд в Жабляке специфический – качественных гостиниц очень мало, но зато в изобилии сдаются домики, расположенные в самом парке Дурмитор или непосредственной близости к нему.

Балканское кольцо

День четвертый. Осмотр Дурмитора

План на день: пораньше с утра – выезд на кольцевой маршрут по парку Дурмитор. Чем раньше выедете, чем дольше будете наслаждаться видами парка в полном одиночестве. Мы выехали на маршрут около 8 утра, и у нас было примерно два часа полного погружения в природу, не нарушаемого встречными машинами. Проезд по маршруту занимает около 6 часов в спокойном режиме. Вечером запланируйте прогулку вдоль Черного озера.

Национальный парк Дурмитор – одно из самых удивительных мест нашей планеты, которые я видел (а видел я довольно много). Это, без сомнений, самое яркое впечатление всего Балканского путешествия. Читайте отдельный рассказ о посещении этого парка в моем посте.

Балканское кольцо
Национальный парк Дурмитор (Черногория)

Виды и ощущения – фантастические.

Балканское кольцо

День пятый. Косово и Македония

План на день: рано утром – выезд в сторону Косово. Посещение Грачаницы, если позволяет время – заезд в Приштину, вечерняя прогулка по столице Македонии городу Скопье и ночевка в нем.

Из Жабляка выдвигаемся в сторону Приштины – столицы государства Косово. Нужно иметь в виду, что, из-за натянутых отношений России и Косовской республики (наша страна отказывается признавать ее суверенитет), могут возникнуть сложности на границе. Нас мурыжили около 40 минут, заполняя отдельную анкету на каждого члена семьи. Возможно, косовары опасаются, что под видом туристов в их страну может перебрасываться военный контингент. В общем, имейте, на всякий случай, запасной вариант, если вам откажут во въезде в Косово. Запаситесь документами, подтверждающими ваши мирные намерения (например, транзитный проезд до Македонии).

Имейте в виду, что за въезд в Косово нам пришлось заплатить 15 евро страховки на нашу машину (имеющаяся, по словам пограничников, не действовала в их маленьком государстве).

Дорожные указатели в Косово продублированы на двух языках (албанском и сербском), причем, в зависимости от района, одна из надписей всегда будет зачеркнута, как бы акцентируя, “кто здесь главный”:

Балканское кольцо

Косово оказалось очень милой страной с прекрасными дорогами, вкусной едой и доброжелательным населением. Для государства, где не так давно шла война, не имеющего своих природных ресурсов, результат – более чем впечатляющий. Мы обедали в ресторанчике недалеко от Приштины – судя по припаркованным машинам, место суперпафосное и дорогое (для местных). Мы выделялись из общего фона посетителей настолько, что к нам даже вышел засвидетельствовать свое почтение менеджер ресторана.

В Косово имеет смысл посетить знаменитый монастырь Грачаница, основанный в начале XIV века (расположен в пригороде столицы Косово – Приштины). Монастырь знаменит своими сохранившимися черными фресками. К сожалению, фотографировать было запрещено, но фотографии все равно не смогли бы передать атмосферу этого места, которое можно с уверенностью рекомендовать для осмотра.

Балканское кольцо
Монастырь Грачаница (Косово)

После осмотра Грачаницы направляемся в Скопье (Македония), по недавно построенной скоростной платной трассе. Трасса сделана по высочайшим стандартам и сильно сокращает время в пути. Когда мы ехали по ней, она только-только открылась и еще была бесплатной.

Скопье – столица республики Македония – оказался очень специфическим городом. Видимо, все дело в комплексе маленькой страны. Центр города буквально напичкан статуями и памятниками, которые устанавливаются в рамках программы “Знаменитые люди Македонии”.

Балканское кольцо

Они находятся на мосту, под мостом, на площади, под площадью, у зданий, на зданиях, за зданиями. Выглядит нелепо и смешно, явный китч и буффонада, однако местные этого не замечают и искренне интересуются, насколько туристам нравится все, что они видят вокруг.

Балканское кольцо

В целом, македонцы оказались очень приветливыми и открытыми людьми.

Название республики связано с именем Александра Македонского, памятник которому украшает главную площадь македонской столицы:

Балканское кольцо

К сожалению, Скопье за пределами центра представляет собой нелицеприятное зрелище. Мусор, грязь, запаркованные на тротуарах автомобили, разруха и нищета. Время на осмотр – максимум два часа.

День шестой. Озеро Охрид и Тирана

План на день: выезд в сторону озера Охрид. Прогулка на лодке по озеру, подъем в гору, к старому городу и церкви, где был придуман славянский алфавит, выезд в сторону Тираны, прогулка по Тиране и возвращение в Черногорию (в город Будва). Ночевка в Будве.

Самое красивое место в Македонии, безусловно, это Охридское озеро – самый известный македонский курорт, своего рода, Македонская ривьера. От Скопье до Охридского озера ехать примерно 2,5-3 часа:

Балканское кольцо
Охридское озеро (Македония)

Расположенное на границе Македонии и Албании, это озеро является самым древним и глубоким на Балканском полуострове. Оно относится к тому же классу озер, что и Байкал. Озеро знаменито своей чистейшей водой (глубина прозрачности – около 20 метров), а также обилием старейших на Балканах православных храмов.

Мы прокатились на лодке по озеру и высадились возле церкви Иоанна Богослова, построенной в XIII веке, – визитной карточке не только Охрида, но и Македонии в целом. Отсюда мы поднялись к Самуиловой крепости, откуда открываются лучшие виды на озеро и на старый город:

Балканское кольцо

Наверху находятся остатки Славянского университета и церкви Святых Климента и Пантелеймона – места, где была придумана кириллица:

Балканское кольцо
Церковь святых Климента и Пантелеймона (слева на фотографии)

В общем, место очень милое и умиротворяющее. Здесь хорошо перекусить и направиться в предпоследнюю точку маршрута – албанскую столицу Тирану.

Сразу скажу, что Албания удивила в эту поездку чуть ли не больше, чем все остальные страны. Мы ожидали увидеть нищую страну с цыганами на повозках, а увидели современное, динамично развивающееся государство. По многим показателям уровня жизни она опережает даже Россию (например, Албания очень популярна среди пенсионеров, благодаря низким ценам на услуги и продукты и хорошему климату).

Тирана оказалась городом контрастов: с одной стороны, продвинутые светодиодные светофоры с подсветкой, меняющей свет в зависимости от типа сигнала, большие красивые магазины и улицы, с другой – жуткие пробки и разбитые дороги и дворы, если немного отъехать от центра.

Балканское кольцо

Одно из самых интересных мест в Тиране – заброшенный мавзолей бывшего национального лидера Эвьера Ходжа. Сейчас это здание не используется и постепенно разрушается, хотя здесь можно было бы устроить что-то типа музея социализма.

Балканское кольцо
Заброшенный мавзолей албанского национального лидера советских времен Эвьера Ходжа (умер в 1985 г.)

У Ходжа была паранойя насчет возможной атаки западных стран на Албанию, поэтому он приказал по всей стране установить специальные бункеры. Каждая семья должна была обзавестись собственным убежищем. Вопреки заверениям интернет-путеводителей, остатки бункеров мы встретили только в Тиране и только в центральном парке, возле правительственных зданий:

Балканское кольцо

Вечером мы выехали из Тираны в сторону Будвы – финальной точки нашего маршрута по Балканам.

Балканское кольцо

День седьмой. Черногория (Будва)

План на день: купание в Адриатическом море на одном из пляжей Будвы, вечерний вылет в Россию.

Балканское кольцо

Будва поразила обилием русских на улицах и в магазинах. Пляж и море – на мой вкус, так себе, хотя вода очень прозрачная и чистая. Настолько, что возле берега мы встретили маленького осьминога.

В целом – это была одна из самых интересных и захватывающих семейных поездок за последнее время. Возможно, дело в том, что у нас не было никаких особых ожиданий, и, как это часто бывает, увиденное оказалось очень приятным сюрпризом. На Балканы совершенно точно хочется вернуться, чтобы почувствовать эту атмосферу “подбрюшья Европы”, ее “порохового погреба” – места, где пересеклись христианство и ислам, православие и католичество, но при этом – окунуться в гостеприимство жителей, потрясающе живописную природу и насладиться вкуснейшей (и очень дешевой!) кухней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Загрузка ...
Истории моих путешествий