Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах

В ближайшие выходные я собираюсь на встречу одноклассников, которая пройдет в моей родной школе, расположенной в больше чем 1000 км от Санкт-Петербурга. Одна из моих самых ярких ассоциаций, связанных со школой,– это кабинет географии с висящей на доске огромной политической картой мира, в центре которой большим ярко-красным силуэтом располагалась наша страна.

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
Мой кабинет географии выглядел, конечно, не так, но сама карта была очень похожа

Полагаю, многие знают, что школьники в разных странах видят совсем разные карты. Одна карта – для школьников-американцев, другая – для школьников-европейцев и совершенно третья – для, к примеру, школьников-китайцев:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
Карта мира для китайских школьников: КНР в центре карты, а по бокам – сразу две Гренландии

В центре карты каждый раз будет находиться именно их страна или континент. Висящие в наших кабинетах карты, к примеру, отцентрованы по Москве.

Однако мало кто знает, что привычная всем нам карта, образ которой за долгие годы учебы впечатывается в мозг каждому школьнику, на самом деле имеет мало общего с реальными размерами различных государств. Я сам узнал об этом не так давно и был поражен тем, насколько формируемое у детей представление отличается от реальной картины мира.

Впрочем, это касается не только географии. Основные усилия по «мифологизаци» традиционно направляются на историю, причем речь идет даже не о трактовке того или иного периода в развитии страны, например, нашей (кстати, было бы очень интересно почитать новейшую историю в современных учебниках 11 класса), а в целом о подходе к истории человечества.

Раньше я уже писал, что общепринятый взгляд на развитие цивилизации с концепцией «от обезьян до покорителей космоса» сталкивается с очень большим количеством несостыковок с различными археологическими находками и прочими историческими фактами.

Это и древнейшие мегалитические сооружения, которые мы не в состоянии воспроизвести даже сегодня, со всей технической мощностью:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
“Крепость” Саксайуаман в Куско (Перу)

Это и свидетельства нескольких глобальных катастроф, одна из которых – «Всемирный потоп» – получила широкую известность благодаря различным религиозным текстам (речь не только о Библии) и имеет массу косвенных подтверждений – например, смещение ориентации ряда древних построек примерно на 15% из-за смещения полюсов Земли в результате этого глобального катаклизма:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах

Нельзя не вспомнить и средневековые карты, на которых детально прорисована береговая линия Антарктиды, к тому моменту уже много веков скрытая под толстым  слоем снега:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
Фрагмент карты Пири-Рейса (1513 г.) с отчетливым изображением береговой линии Антарктиды и Америки

Кроме этих, есть еще множество других фактов, не оставляющих сомнений в существовании на Земле в далекой древности другой, гораздо более развитой цивилизации. Более подробно об этом можно почитать в моих статьях по мотивам поездки в Перу, а также в отдельном материале “Боги, создавшие древние цивилизации”.

Но вернемся к географии.

Современные карты обязаны своему виду изысканиям гениального средневекового картографа Меркатора, который, среди прочего, решал довольно неординарную задачу – как изобразить поверхность Земли (представляющей собой шар) на плоской карте.

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
Герард Меркатор (1512-1594)

Он создал свою картографическую проекцию Земли на плоскость в 1569 году, и с тех пор она почти без изменений используется в географических картах.

Его подход заключается в том, чтобы пожертвовать масштабами при сохранении углов. Почему именно так? Дело в том, что без искажений перенести изображение с шара (глобуса) на плоскость невозможно. Нужно жертвовать или пропорциями объектов, или углами. Основным заказчиком карт в то время были мореплаватели, а в мореходстве соблюдение углов критически важно для вычисления правильного азимута и прокладывания нужного курса.

Минус проекции Меркатора заключается в том, что размеры объектов, изображенных на его картах, искажаются в зависимости от того, насколько они близки или далеки от экватора. Чем ближе страна находится к экватору, тем больше занижается ее размер по сравнению с реальным. Напротив, чем дальше страна от экватора, тем сильнее увеличивается ее размер по сравнению с тем, что есть на самом деле:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
Пропорции одного и того же по размеру объекта в зависимости от удаления от экватора на картах Меркатора

Именно поэтому маленькая Гренландия, расположенная вдали от экватора, кажется довольно большой, а огромная Африка, которой посчастливилось расположиться на экваторе, выглядит сравнительно маленькой.

Вместе с тем, совершенно непонятно, почему именно этот тип картографической проекции стал общепринятым за пределами навигации. Согласитесь, обычному человеку гораздо более важно иметь представление о реальных размерах стран, чем о маршруте между ними. Мало кто прокладывает в наши дни маршрут по карте с транспортиром из одной страны в другую 😊.

Тем более, что за последние 10-15 лет много исследовательских команд уже проделали работу по созданию карт, размеры государств на которых приводятся без искажений. Среди наиболее симпатичных карт такого рода можно выделить карту японского дизайнера Нарукава, который соблюдает пропорции стран и континентов по отношению друг к другу:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах
Карта с правильными пропорциями стран и континентов

Эта карта, помимо правильного соотношения размеров разных стран, также хорошо показывает реальное взаимное расположение континентов, которое совершенно теряется на привычной нам географической карте.

Тем, кто заинтересовался темой, предлагаю самостоятельно посравнивать размеры разных государств в онлайн-сервисе The True Size. Например, здесь можно убедиться, что:

1. США заметно меньше Африки:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах

2. Китай ненамного меньше России:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах

3. Великобритания, даром, что остров, размером практически с Центральную Европу:

Большое географическое заблуждение, которое преподается в школах

Ну и много других экспериментов такого рода можно произвести.

 

Вот такое вот распространенное географическое заблуждение. Согласитесь, все же очень важно представлять себе размер разных государств, чтобы не испытывать каких-то шапкозакидательских настроений и адекватно оценивать силы и ресурсы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
admin/ автор статьи
Загрузка ...
Истории моих путешествий