Великая китайская стена

Первым местом, куда мы отправились, прилетев в Китай, стала Великая китайская стена. Мы поехали туда сразу из аэропорта, чтобы оптимизировать логистику и сэкономить время на перемещениях по загруженному трафиком Пекину.

Наша гид в Пекине (о ней еще будет отдельная публикация – это была просто песня, редко когда мы так промахивались с выбором) настоятельно не советовала ехать нам на китайскую стену, мотивируя это тем, что делать там нечего, стена высокая, ходить по ней сложно и вообще холодно, ветер и очень много народа.

Как выяснилось позже, это была ее жизненная позиция в целом, однако в момент первоначального общения мы этого, естественно, не знали, и она чуть было не уговорила нас обойтись без стены (жалели бы об этом, конечно, очень сильно).

Великая китайская стена

На мой взгляд, стена – обязательное для посещения место для любого туриста, приехавшего в Китай. Почему?

  • Это самый знаменитый и растиражированный символ этой страны (опережает по популярности даже няшных панд). В Китае зарегистрировано огромное количество брендов с этим словосочетанием. Вспомните хотя бы тушенку “Great Wall” из 90-х годов прошлого века и марку одноименных автомобилей.
  • Это самое большое сооружение, построенное когда-либо человеческими руками. Точную длину стены все считают по-разному, включая или не включая различные дополнительные траншеи и естественные природные укрепления. Собственно длина стены с ответвлениями составляет около 6 200 км.
  • Хотя она была задумана еще в III веке до нашей эры, ее строительство растянулось с перерывами до конца XVI века. Последние камни в стену были положены в 1644 году, и с тех пор проводились только реставрационные и восстановительные работы.

Великая китайская стена

Мифы о Китайской стене

№1. Якобы Стену видно из космоса. Однако Китайскую стену на самом деле не видно из космоса – да и с чего бы вдруг? Шириной она походит на обычную городскую улицу, которых не видно со спутника. Представьте, что вы с 15-го этажа пытаетесь разглядеть человеческий волос, лежащий на асфальте – результат будет примерно таким же.

Великая китайская стена

№2. При постройке стены якобы использовались кости людей.

На самом деле, нет. Сначала стена была из земли, которую утрамбовывали специальными палками. Это был очень тяжелый и кропотливый труд, нужно было простукивать буквально каждый сантиметр поверхности. Внутри эта земляная стена состояла из нескольких слоев, каждый из которых прокладывался тростником, добавлявшим прочность и отводившим влагу. Остатки этой самой древней, земляной стены еще видны в пустынных районах Китая.

Позже, когда стали возводить уже каменную стену, ее строили из глиняных кирпичей, обжигаемых в печи при высокой температуре. Кирпичи были примерно в 2-3 раза крупнее, чем стандартные строительные кирпичи, применяемые сейчас при строительстве зданий, что позволяло быстрее возводить стену. Кирпичи обжигались у подножия стены и затем приносились на стену армией рабочих.

Великая китайская стена

Особый интерес представляет раствор, использовавшийся для скрепления кирпичей. В нем не обнаружили ни костей, ни крови, но нашли элементы риса и извести, сочетание которых обеспечивало очень хорошую сохранность и вязкость. Раствор получился настолько качественный, что на многих участках, где кирпичи разрушились, раствор вокруг них по-прежнему сохранился.

На сегодняшний день более 70% Стены находятся в аварийном состоянии, причем с каждым годом Стена все больше и больше разрушается, несмотря на реставрационные работы в отдельных ее секторах.

Великая китайская стена

Миф №3. Якобы Стена была совершенно бессмысленной.

Но, вопреки расхожему мнению, на самом деле, Стена была достаточно эффективна как оборонительное сооружение. Она действительно задерживала кочевников, существенно затрудняя им вторжение вглубь Китая. Кроме того, в случае, если кочевники все же проходили через нее, затем им нужно было преодолевать ее повторно (при отступлении с добычей), и здесь они вновь встречали сопротивление защитников. Именно этим объясняются бойницы, расположенные с разных сторон Стены.

Все домыслы про то, что стена якобы была построена русскими для защиты от китайцев и монголов, являются не более, чем фантазией их авторов.

Кроме того, Стена выполняла функцию дороги, соединявшей разные части империи и позволявшей проходить по ней торговцам.

Схема Великой китайской стены

На следующем рисунке изображена схема Стены в районе Мутюань:

Великая китайская стена

Стена в нынешнем виде состоит из собственно стены шириной 4-5 метров и высотой 7-8 метров, перемежающейся сторожевыми башнями. В этих башнях жили защитники Стены, башни же выполняли и функцию оповещения о приближении неприятельских войск при помощи системы флагов. В зависимости от численности нападающих, поднимались флаги разного цвета.

Как добраться до Великой стены

Самые популярные места для осмотра Стены расположены вокруг Пекина, в радиусе 60-100 км. Мы были на участке, который называется Бадалин (Badaling), и остались полностью довольны им. Стена в этом секторе была построена в XIII-XVI вв во время династии Мин, полностью отреставрирован при Мао Цзэдуне и открыт для посещения в 1957 году первым из всех участков Стены.

В самом Бадалине есть также несколько точек входа, как с канатной дорогой, так и без нее.

Великая китайская стена
Карта Бадалина (Великая китайская стена). Источник: Chenggong

Стоимость входных билетов: 40 юаней (вход на саму Стену) и еще 140 юаней – канатная дорога в обе стороны (100 юаней – в одну сторону). Канатную дорогу имеет смысл брать только вверх, потому что вниз можно спуститься в другом месте. Нужно быть аккуратным с логистикой, потому что мы вышли далеко от парковки автомобилей, в закрытой для въезда автотранспорта зоне, и нам пришлось брать еще отдельно такси, чтобы оно довезло нас до автопарковки (обошлось 100 юаней).

Мы ехали на Стену на такси, поездка из центра Пекина до Бадалина и обратно с ожиданием обходится в 600-1000 юаней (смотря как договоритесь). Также есть варианты добраться сюда на автобусах и поездах.

Подробно про секцию Бадалин можно почитать здесь. Детально описаны маршруты, цены, график работы.

Учитывайте, что поездка на Стену отнимет весь световой день (1,5-2 часа на дорогу в каждый конец, 3-4 часа на стене). Если вы поедете в выходные, готовьтесь к огромному количеству китайцев на Стене:

Великая китайская стена

В целом, Великая китайская стена производит очень сильное впечатление и, безусловно, заслуживает посещения.

 

Все статьи из цикла о моем путешествии по Китаю:

1. Знакомство с Китаем – развенчание основных стереотипов о Китае и первое впечатление от знакомства с этой страной.

2. Великая китайская стена – рассказ о поездке на самое крупное сооружение в истории человечества.

3. Практические советы путешественнику в Китай – масса полезной информации для тех, кто собирается посетить эту удивительную страну.

4. Чжанцзяцзе и “Горы Аватар” – рассказ о посещении самого популярного природного парка в мире, вдохновившего Джеймса Кэмерона на создание ландшафтов планеты Пандора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
admin/ автор статьи
Загрузка ...
Истории моих путешествий