Практические советы путешественнику в Узбекистан

Узбекистан – та страна, в которой я очень хотел побывать, но все как-то не складывалось. И вот, наконец, этим летом все сложилось, и я неожиданно стал счастливым обладателем билетов на авиарейс в Самарканд и обратно на даты в самой середине лета. Конечно, я понимал, что там страшная жара, но мой организм достаточно легко ее переносит.

Узбекистан оказался действительно самой жаркой страной, где я побывал (если рассматривать именно ту температуру, которую я застал): днем столбик термометра поднимался до +45 градусов, ночью опускался всего до +27. Однако даже мои узбекские гиды признали, что я чуть ли не первый встреченный ими русский, который так легко переносит жару, поэтому никаких  неудобств я не испытал.

Не могу сказать, чтобы Узбекистан привел меня в полный восторг. Возможно, все дело в излишне завышенных ожиданиях, сформированных перед поездкой, а возможно – в том, что в принципе после 50 посещенных стран удивить чем-то крайне сложно. Однако в целом это, безусловно, очень самобытная страна с древней историей и очень красивой архитектурой, заслуживающей того, чтобы взглянуть на нее своими глазами.

В моем блоге Узбекистану будет посвящено несколько записей. В первой я хочу рассказать о практических особенностях посещения этой удивительной страны, но сначала – несколько слов о том, зачем все же сюда лететь.

В Узбекистан нужно ехать, потому что:

Здесь можно прикоснуться к истории одного из древнейших городов мира, который на протяжении столетий был одним из главных городов среднеазиатского региона и являлся столицей могущественной империи великого Тамерлана.

Практические советы путешественнику в Узбекистан
Мавзолей Тамерлана в Самарканде

Здесь можно в буквальном смысле своими руками потрогать петроглифы – рисунки древних людей из Каменного века:

Практические советы путешественнику в Узбекистан
Петроглифы в ущелье Сармышсой (недалеко от города Нурата)

Здесь можно ощутить восточный колорит, побывав на местной свадьбе, просто приехав осматривать мечеть в небольшом, хотя и очень  древнем городке:

Практические советы путешественнику в Узбекистан

Здесь можно познакомиться с другой – неагрессивной и мирной – версией мусульманства в абсолютно светском государстве:

Практические советы путешественнику в Узбекистан
Интерьер мечети Балянд в Бухаре

Перелет и трансфер

Узбекистан – очень дешевая страна. Единственное, что дорого в Узбекистане, это авиабилеты до него и обратно. Местные говорят, что вроде как скоро должны заработать лоукост-перевозчики, однако пока прямой билет из Санкт-Петербурга стоит в среднем 20-25 тысяч рублей, из Москвы – 18-20 тысяч рублей. Думал сделать апгрейд до бизнес-класса на стойке в аэропорту, но миль Аэрофлота у меня не хватило, а за деньги это стоило 30 тыс. рублей за билет в один конец. Кроме Аэрофлота, полеты в Узбекистан выполняют также Узбекские авиалинии и S7.

Перед полетом меня на разные голоса пугали тем, что в эконом-классе будет полный кошмар. Везут чуть ли не коз, специфические запахи, крики, шум. Так вот, ничего этого не было. Авиаперелет был более комфортным, чем, например, перелет из Дубаи в Непал или из Канкуна в Мехико. Ничего особенного, все в рамках нормы, хотя, конечно, видно, что народ летает очень редко.

Кстати, в бизнесе сидели такие же узбеки, как и в остальном салоне самолета. Людей с европейской внешностью на весь салон было от силы 5 человек (полагаю, иностранцы предпочитают лететь сюда не через Петербург).

По прилету в аэропорт Самарканда есть лишь банкомат, где с русских карт можно снять только доллары. Узбекскую валюту (сумы) можно поменять в обменнике, но ночью он закрыт. Впрочем, таксисты с удовольствием повезут вас в город и за рубли, и за доллары.

Такси от города до аэропорта стоит максимум 15 000 сум, из аэропорта до города – максимум 30 000 сум (примерно 220 рублей по курсу 135 сумов за рубль). Вас будут пытаться развести на максимальную цену (15 долларов, 1000 рублей и т.п.) по прилету – не соглашайтесь и называйте свою цену, согласятся и повезут.

Разумеется, не стоит менять деньги в аэропорту – курс тут предлагают хуже, чем в городе.

В аэропорту Самарканда нет ни кафе, ни бизнес-залов. Есть лишь маленький барчик, где подают отвратный кофе из пакетиков 3 в 1 и наливают алкоголь, плюс небольшой магазинчик дьюти-фри с алкоголем и парфюмерией. Не рассчитывайте на покупку сувениров в аэропорту Самарканда.
Практические советы путешественнику в Узбекистан

Цены

Местная валюта называется сум, за один рубль дают 135 сумов. Самая крупная купюра, которую я видел, 50 000 сумов, но гид сказала, что есть и купюры по 100 000. Это очень  удобно, хотя эти купюры и не сильно распространены – в первый же день я купил 1,5 млн местных сумов и потом носил их в виде пачки из десятитысячных купюр.

Годовая инфляция составляет около 20%, поэтому местные стараются хранить все сбережения в долларах. По слухам, скоро должна быть очередная деноминация, от которой не ждут ничего хорошего.

Рубли менять на сумы невыгодно – за один рубль в обменниках дают 105-107 сумов при официальном курсе в 135 сумов за рубль. Если менять евро или доллары на суммы, то в пересчете на рубли курс оказывается гораздо выгоднее – примерно 130-140 сумов за рубль. Доллары менять немного выгоднее, чем евро, так что имеет смысл брать с собой наличные доллары.

Практические советы путешественнику в Узбекистан
Возле площади Регистан в Самарканде

В Узбекистане все действительно очень дешево, особенно если немного отойти от туристических маршрутов:

  • Бензин – 4 000 сумов (30 рублей) за АИ-80 (им заправляют все машины)
  • Страна активно старается зарабатывать на туристах – входные билеты в музеи для иностранцев стоят в среднем 15 000 – 25 000 сумов (110-185 руб.).
  • Обед в местной чайхоне – примерно 60 000 сумов на двоих (450 руб.). Ужин в одном из лучших самаркандских ресторанов – примерно 100 000 сумов на человека (750 руб.). Еда очень вкусная, причем речь не только о плове, но и обо всех узбекских национальных блюдах (шурпа, самса, разные виды приготовления мяса, салаты и пр.).
  • Холодная вода у уличных торговцев – 2 000 за бутылку 0,5 (15 руб.).
  • Проживание в хорошей 4-звездочной гостинице (5-звездочных нет) – 40-50$, правда, это цена низкого сезона, в высокий будет дороже процентов на 20-30.

В большинстве магазинов не забывайте торговаться. Так, в будке местного туристического офиса мне сначала пытались продать карту-путеводитель за 30 000 сумов, а когда я сказал, что покупать не буду (я хотел просто посмотреть, что дают бесплатно и покупать изначально не собирался), цена сразу снизилась до 10 000 сумов. Правда, есть места, где сторговаться не получиться (в отдельных сувенирных магазинах, предлагающих более или менее уникальную продукцию, типа изделий из шелковой бумаги), но в большинстве случаев это все же возможно.

Передвижение по стране

Дорожное движение – в целом нормальное, однако нужно иметь в виду, что передвигаться по загородным трассам в темное время суток крайне некомфортно. Само дорожное покрытие в рамках нормы, однако дорога не подсвечивается, разметки нет, не видно края дороги, а сельские жители любят ехать по обочине на велосипедах, ослах, тракторах навстречу потоку без каких-либо световых приборов.

Сейчас в стране идет большая кампания по ужесточению контроля за соблюдением ПДД. С января 2019 года снизили скоростные лимиты (60 км/ч в городе, 90 км/ч за городом), понавесили множество камер и их муляжей, на дорогах просто огромное количество полицейских засад. Штрафы за нарушение довольно жесткие – “бесплатного лимита”, как в России, нет. Штраф за превышение до 20 км/ч составляет около 1500 рублей, за превышение от 20 до 40 км/ч – 7500 рублей.  Ехать с такой скоростью совершенно невозможно – пейзаж однообразный, никаких особых красот вокруг нет, качество дороги позволяет ехать быстро. У местных поголовно установлены радары, поэтому я решил ехать в хвосте узбекских машин, оттормаживаясь вместе с ними.

Практические советы путешественнику в Узбекистан
Пейзажи довольно однообразны, зацепиться взгляду не за что

Трасса от Самарканда до Бухары вроде бы недлинная (240 км), но дорога растягивается на 4,5 часа потому, что проходит через огромное количество населенных пунктов, где нужно сбрасывать скорость. Именно поэтому гораздо комфортнее преодолевать этот путь на скоростном поезде “Афросиаб”, который идет от Ташкента до Бухары через Самарканд. Это что-то типа нашего Сапсана, стоит дешево (билет Самарканд-Бухара обходится примерно в 1500 руб.). Минус поезда в том, что вы не сможете заехать в промежуточные точки, которые мне показались очень интересными (например, скалы с петроглифами из Каменного века). Кроме того, поезд очень популярен среди туристов, и билеты на него очень быстро разбирают.

Я почему-то хотел проехать по Узбекистану именно на машине, однако найти машину в прокат оказалось не так легко. Есть лишь одна компания, предоставляющая такие услуги, – SixT, однако ее парк не очень большой. У ребят есть офисы в Самарканде и Бухаре, то есть можно взять машину в Самарканде и вернуть в Бухаре, чтобы оттуда улететь в Россию, однако это будет стоить дополнительные 50$. Цены на аренду машин могли бы быть и ниже – моя машина обошлась в итоге 50$ в день (включая 20$ за возврат в неурочное время). К слову, за 70-80$ можно было бы легко нанять водителя с машиной на весь день.

Самаркандский офис SixT очень клиентоориентирован – рекомендую девушку Ангелину (+998 901 288383+998 905056833), с которой можно списаться и обсудить все условия.

Парковка бесплатная, но в туристических местах могут попросить 1000 сумов (т.е. меньше 10 рублей).

Климат

Мой приезд совпал с аномальной, по словам местных, жарой – температура днем поднималась до 45 градусов. Более-менее комфортно было рано с утра (с 7 до 9 часов) и после 19 часов. В эти часы улицы оживают, идет активная торговля. Днем же улицы заметно пустеют. Правда, эти 40-45 градусов переносятся заметно легче, чем в Санкт-Петербурге или Москве, поскольку климат очень сухой и влажность низкая. В Самарканде климат мягче, чем в Бухаре.

Практические советы путешественнику в Узбекистан
Медресе Улугбека в Бухаре, около 8 часов утра

Я нормально переношу жару (по словам обоих гидов, я чуть ли не первый встреченный ими русский, который так спокойно реагирует на такую температуру, на что я им говорил, что я просто с севера и ненавижу холод). Однако в целом нужно понимать, что температура крайне некомфортная для передвижения, особенно с детьми. Именно поэтому лето считается в Узбекистане “низким сезоном”, а наплыв туристов идет, в основном, весной и осенью.

С другой стороны, в качестве бонуса я получил возможность посмотреть лучшие достопримечательности Самарканда и Бухары практически в одиночестве, т.к. народа было и правда очень мало.

Удивил большой процент иностранных туристов. Я еле смог найти в магазинах русскоязычные книжки-путеводители про Самарканд и Бухару, в основном была представлена литература на английском, немецком, французском языках. Гиды подтвердили, что русских туристов действительно раньше было мало, хотя за последние год-два поток из России резко вырос. Однако в основном они ориентированны на иностранцев, которые едут в Узбекистан за восточной сказкой, как в “1000 и 1 ночи”. Узбекистан кажется им достаточно безопасной страной, к тому же, очень дешевой.

Практические советы путешественнику в Узбекистан

Население и язык

Как это ни печально для нашего имперского сознания, узбеки постепенно начинают забывать русский язык. Если человек не работает в туризме и не относится к старшему поколению (50+ лет), он почти наверняка не сможет вас понять, не говоря уже о школьниках. К слову, в Самарканде и Бухаре местные жители общаются гораздо чаще на таджикском, чем на узбекском (такая вот местная специфика). Языки эти совершенно разные – узбекский близок к турецкому (группа тюркских языков), таджикский же – это почти в чистом виде фарси (персидский язык).

Население Узбекистана выросло в 1,5 раза с 1991 года (с 20 до 30 млн человек). Это заметно и невооруженным глазом – плотность населения и правда высокая, вдоль трассы практически нет пустых территорий, все застроено, везде какие-то домики и деревушки:
Практические советы путешественнику в Узбекистан
Узбеки очень гордятся обретением независимости – это главный праздник страны. Они с глубоким уважением относятся к первому Президенту республики Исламу Каримову, признавая его вклад в развитие государства.

Народ очень гостеприимный и дружелюбный, что не исключает, конечно же, наличия барыг, которые будут пытаться нажиться на вас сразу по приезду (таксисты и менялы в аэропорту). В целом – люди очень открытые, хорошо относятся к русским. Нас пару раз пускали бесплатно посмотреть интересные местные дома (причем люди буквально прерывали завтрак).

Через несколько дней последует продолжение с описанием возможных маршрутов и мест, которые поразили меня сильнее всего.

P.S. В специальном разделе сайта приведены контакты гида по Бухаре Ирины, которую могу искренне рекомендовать  для сопровождения вашего путешествия.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
admin/ автор статьи
Загрузка ...
Истории моих путешествий